вторник, 4 сентября 2012 г.

Применение информационных технологий при перевозке опасных грузов

      В последнее время претерпела значительные изменения отечественная и международная нормативно-техническая документация по перевозке опасных грузов:
      - Правила перевозок опасных грузов – Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС);
      - Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту (в редакции с изменениями и дополнениями, утвержденными 48, 49 и 50 заседаниями Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества);
      - Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденные 50 заседанием Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества;
      - Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики утвержденные 48 заседанием Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества;
      - Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов – Типовые правила;
      - Европейские правила перевозок опасных грузов по железным дорогам RID;
      - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ.
      Как известно, для практического применения Приложения 2 к СМГС важнейшее значение имеет таблица А главы 3.2, содержащая перечень опасных грузов всех классов опасности, перечисленных в порядке возрастания номеров ООН от № 0004 до 3481.
      С целью облегчить пользование таблицей А, когда номер ООН вещества или изделия неизвестен, в Приложении 2 к СМГС подготовлена справочная таблица Б, содержащая алфавитный указатель грузов, включающий технические и химические наименования, синонимы, номера ООН и 6-значные коды Гармонизированной номенклатуры грузов (ГНГ), присвоенные конкретным опасным грузам. Фрагмент таблицы Б приведен в таблице 1.
      Таблица 1. Фрагмент таблицы Б «Алфавитный указатель опасных грузов»


         После определения номера ООН опасного вещества или изделия, следует обратиться к таблице А. В указанной таблице в виде цифровых и буквенно-цифровых кодов приведены ссылки на конкретные требования и специальные положения, которые должны применяться при перевозке данного опасного груза, а также на главы, разделы и пункты, в которых излагаются соответствующие требования. Фрагмент таблицы А для опасных грузов с № ООН 1230 по № ООН 1238 представлен в таблице 2.
         Как правило, за колонкой таблицы с основными требованиями (колонки 1 – 5), инструкциями по упаковке (8), инструкциями по переносным цистернам (10), кодами цистерн (12) следуют колонки со специальными положениями, также содержащие цифровые (16-800) и буквенно-цифровые коды (IBC07, PP76; L1; PP67; TP3; TP7; TU1; TE5; TM1 и т.д.) с отсылками на соответствующие пункты, подпункты, разделы и подразделы, исключающие или дополняющие требования основных пунктов.

      Таблица 2. Фрагмент таблицы А «Перечень опасных грузов» (рисунок откроется в новом окне).


         Кроме того, пользователю Правил необходимо также помнить о том, что в дополнение к указанным конкретным требованиям должны применяться соответствующие общие требования или требования в отношении отдельных классов опасности, изложенные в различных частях документа.
       При использовании издания Приложения 2 к СМГС на бумажном носителе у пользователя возникает ряд трудностей, связанных с тем, что расшифровки цифровых и буквенно-цифровых кодов распределены по всему тексту трех томов Правил – приходится делать до 30 закладок, чтобы облегчить переход к соответствующему разделу (пункту), содержащему необходимую информацию. В связи с этим представление об условиях перевозок груза носит фрагментарный характер и не является цельным. Буквы латинского алфавита, которые используются в буквенно-цифровых кодах представляют собой аббревиатуры соответствующих английских слов, например L liquid – жидкость, P package – упаковка и т.д. Для русскоязычных пользователей они не ассоциируются с русскими словами, что в сочетании с ограниченным временем на поиск необходимой информации многократно увеличивает вероятность ошибочного прочтения расшифровки другого буквенно-цифрового кода.
       Ликвидация указанных недостатков стала возможна с использованием современных информационных технологий и разработкой программного продукта – информационной системы «Опасные грузы», которая введена в постоянную эксплуатацию на российских железных дорогах. В сети интернет информационная система "Опасные грузы" расположена по адресу: http://www.opasgruz.ru. Система «Опасные грузы» включена в состав Автоматизированной системы оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ). На первом этапе система «Опасные грузы» предназначена для оперативного предоставления информации об условиях перевозок опасных грузов в международном железнодорожном грузовом сообщении, а также о регламенте действий по ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций. Информационная система включает в себя Правила перевозок опасных грузов (Приложение 2 к СМГС), а также аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

       База данных системы «Опасные грузы» содержит более 5000 наименований опасных грузов; сведения о свойствах, видах и степени опасности; требования к таре и контейнерам средней грузоподъемности для перевозки массовых грузов (КСМ), требования по маркировке грузовых мест, вагонов и контейнеров; указания по особенностям оформления перевозочных документов; 266 аварийных карточек на опасные грузы классов 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 8 и 9.
       Начальным окном системы является окно поиска опасного груза. В верхней части окна расположена область поиска (рис. 1), которая состоит из следующих частей:
       – выпадающий список с выбором вида сообщения;
       – поле ввода значения, по которому будет производиться поиск;
       – выпадающий список с критериями по которым ведется поиск.



Рис. 1. Область поиска

       Поиск груза может производиться по:
1. Наименованию груза или его части;
2. Номеру ООН или его части;
3. Номеру аварийной карточки или его части.
         Нажатие кнопки «Выбрать грузы» позволяет выполнить процедуру поиска груза, соответствующего выбранному критерию поиска и введенному значению.
         На этапе поиска для выбранных грузов отображается следующая информация:
– номер ООН;
– наименование груза;
– группа упаковки;
– код Гармонизированной номенклатуры грузов.
         Грузы, отвечающие заданным критериям, выдаются на экран монитора партиями по 10 наименований. Переход между партиями осуществляется по ссылкам «<= Предыдущие 10» и «Следующие 10 =>». Отображается информация о том, какая именно партия грузов показана в данный момент времени и данные о суммарном количестве грузов, удовлетворяющих критериям поиска.
         После выбора искомого груза необходимо щелкнуть мышью на его наименование или номер ООН. Выбранный таким образом груз становится текущим, и для него производится просмотр информации. Номер ООН и наименование текущего груза в дальнейшем всегда отображается в верхней части окна системы.


Рис. 2. Опасные грузы, соответствующие условиям поиска

         Для выбранного груза формируется таблица условий перевозок в международном железнодорожном грузовом сообщении согласно Приложению 2 к СМГС. Структура таблицы условий перевозок аналогична структуре таблицы А главы 3.2 Приложения 2 к СМГС (рис. 3). Каждый код условий перевозок в таблице представляет собой гиперссылку, после щелчка мышью на который происходит переход к его расшифровке.



Рис. 3. Таблица условий перевозок для № ООН 1230 Метанол

         Если для опасного груза указан код опасности, то прямоугольные таблички оранжевого цвета должны быть прикреплены (так чтобы они были хорошо видны) на боковых сторонах каждого:
-          вагона-цистерны,
-          вагона-батареи,
-          вагона со съемными цистернами,
-          контейнера-цистерны,
-          многоэлементного газового контейнера (МЭГК),
-          переносной цистерны,
-          вагона, в котором груз перевозится навалом,
-          контейнера, в котором груз перевозится навалом,
-          вагона и контейнера, в котором перевозятся упакованные радиоактивные материалы в условиях исключительного использования.
         В верхней части таблички оранжевого цвета наносится код опасности (2 или 3 цифры, некоторые впереди имеют знак X), а в нижней части – четырехзначный номер ООН вещества.
         При осуществлении расшифровки кода опасности выводится изображение таблички оранжевого цвета и дается значение кода опасности (рис. 4).


Рис. 4. Изображение таблички оранжевого цвета

         Также в системе содержатся данные о минимальных нормах прикрытия вагонов с опасными грузами. Расшифровка кода прикрытия выводится в табличном виде (рис. 5) с указанием:
       - порядкового номера цифры в коде прикрытия;
       - минимального числа вагонов прикрытия;
        - объекта прикрытия.


Рис. 5. Расшифровка кода прикрытия

         Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках. Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.
         При щелчке мышью на номер аварийной карточки выводится ее содержимое (рис. 6). Просмотр аварийной карточки производится постранично.
         Аварийная карточка содержит:
         номер ООН опасного груза классов 1-6, 8, 9 или условный номер опасного груза класса 1;
         наименование опасного груза;
         степень опасности (степень токсичности);
         классификационный шифр;
         основные свойства и виды опасности, в т.ч. опасность для человека;
         указания по применению средств индивидуальной защиты;
         необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:
- общего характера,
- при утечке, разливе и россыпи,
- при пожаре;
указания по нейтрализации;
- указания по мерам первой помощи.        



Рис. 6 Фрагмент аварийной карточки № 319

      Кроме постраничного просмотра аварийной карточки имеется возможность ее печати.
      Расшифровка условий перевозок для выбранного опасного груза, согласно предписанным цифровым и буквенно-цифровым кодам, сведена в отчет по грузу. Формирование сводного отчета производится с помощью кнопки «Сводный отчет».
      Сводный отчет, также как и аварийную карточку, отправить на печать.



Рис. 7 Фрагмент сводного отчета для № ООН 1230 Метанол

         Кроме конкретных условий перевозки опасного груза в Приложении 2 к СМГС существуют общие положения и требования, которые также должны выполняться. В расшифровке кодов условий перевозок, сводном отчете встречаются ссылки на пункты Приложения 2 к СМГС вида «см. п. 2.1.3.4», которые содержат дополняющую или поясняющую информацию. В системе «Опасные грузы» реализован переход по таким ссылкам на страницу, содержащую необходимый пункт Приложения 2 к СМГС (рис. 8).
         Также реализован постраничный просмотр общих положений Приложения 2 к СМГС. С помощью меню навигации по страницам (рис. 8) можно перемещаться на необходимую страницу рассматриваемой части Правил перевозок опасных грузов.



Рис. 8. Фрагмент общих положений Приложения 2 к СМГС

         Алгоритмы, разработанные в ходе создания информационной системы «Опасные грузы» применимы в том числе для других видов транспорта.
         Формирование баз данных и разработка программного продукта помогли сформулировать ряд замечаний и предложений по корректировке Приложения 2 к СМГС, которые найдут отражение в новом издании Правил перевозок опасных грузов.
         Применение информационной системы «Опасные грузы» в работе специалистов, причастных к погрузке-выгрузке и перевозке опасных грузов по железной дороге позволит:
      - исключить негативное влияние «человеческого фактора»;
      - вывести на качественно более высокий уровень представление информации по условиям перевозок опасных грузов и сократить время ее получения;
      - сократить непроизводительные простои подвижного состава на пограничных станциях и в морских портах.



1 комментарий:

  1. Вот контактные данные г-на Бенджамина по электронной почте, lfdsloans@outlook.com. / Или Whatsapp +1 989-394-3740, который помог мне с займом в 90 000,00 евро, чтобы начать свой бизнес, и я очень благодарен, мне было очень тяжело, пытаясь найти способ, как матери-одиночке не было Со мной легко, но с помощью мистера Бенджамина я улыбаюсь на моем лице, когда я наблюдаю, как мой бизнес становится сильнее и расширяется. Я знаю, вы можете удивиться, почему я помещаю такие вещи здесь, но я действительно должен выразить свою благодарность, чтобы любой, кто ищет за финансовую помощь или преодоление трудностей с этим бизнесом или желание запустить бизнес-проект может позаботиться об этом и надеяться на выход из затруднений .. Спасибо.

    ОтветитьУдалить